Разное
Исламская экономика - немусульманам// НГ-Религии. - 2004. - № 13 (143).- 21 июля. - С. 8.
У большинства читателей, не знакомых со словосочетанием "исламская экономика" могут возникнуть, по меньшей мере, два справедливых вопроса: что это? и зачем это нужно? Очевидно, что без ответа на первый вопрос невозможно ответить на второй.
Для начала следует отметить условность самого термина "исламская экономика". Как справедливо отмечает большинство специалистов по данному вопросу, экономика не может быть ни исламской, ни христианской, поскольку религия и экономика как таковые едва ли совместимы. Поэтому куда более приемлемым, на наш взгляд, выглядит термин "исламская экономическая модель".
Дискуссионным является вопрос и о том, когда были сформулированы основные положения исламской экономической модели. Несмотря на то, что основы данной концепции были заложены еще самим Пророком Мухаммадом и развиты в трудах средневековых мусульманских правоведов и экономистов, формирование исламской экономической модели в ее современном виде началось лишь во второй половине XX в. К тому времени в большинстве мусульманских стран были уже давно забыты предписания мусульманского права, призванные регулировать экономическую жизнь верующих. Интенсивная аналитическая работа, проведенная в сравнительно небольшие сроки мусульманскими учеными, привела в 60-е гг. к проявлению первых финансовых учреждений, пытавшихся реализовать положения исламской экономической модели на практике.
В 1963 г. в египетском местечке Мит Гамр был создан первый исламский банк - "Мит Гамр Бэнк", работавший на основе беспроцентного финансирования. В том же году в Малайзии была учреждена "Сберегательная корпорация для мусульманских паломников", помогавшая накопить сбережения для совершения хаджжа в соответствии с требованиями мусульманского права. В 1965 г. в Карачи (Пакистан) была основана "Кооперативная инвестиционная и финансовая корпорация". Это была первая попытка реализовать идею исламского бэнкинга в стране. Однако эксперимент оказался не очень удачным, и вскоре подобные учреждения, стихийно возникшие на микроуровне в различных регионах мусульманского Востока, прекратили свое существование.
Первоначально идеологи исламской экономической модели сводили ее к трем базовым положениям: запрету рибы (ростовщичества), соблюдению порядка наследования в соответствии с мусульманским правом и выплате закята (очистительного налога-милостыни, взимаемого с дееспособных мужчин-мусульман в пользу нуждающихся единоверцев). Основывая свои теоретические изыскания на этих "трех китах", богословы пытались построить на их фундаменте всю экономическую систему, угодную Аллаху.
Например, признавая неприемлемость с точки зрения шариата страхования как содержащего элемент ростовщичества (рибы) и гарара (недопустимой неопределенности), мусульманские ученые предлагали использовать механизм закята, апеллируя к опыту средневековой мусульманской общины, где данный налог действительно иногда выполнял ряд функций социального страхования.
Однако вскоре стало ясно, что возможности закята далеко не безграничны, и потому в мусульманском мире стала развиваться идея исламского страхования (такафула), где отношения между страхователем и страховщиком, как и в ряде операций, осуществляемых исламскими банками, основаны на системе участия в прибыли и убытках. Таким образом, в страховых отношениях преодолевается элемент ростовщичества. Кроме того, в исламском страховании были учтены особенности наследования по мусульманскому праву, в то время как в страховании западном (или традиционном, как его называют мусульманские ученые), порядок наследования, основанный на положениях шариата, часто нарушается.
Вторая попытка реализации исламской экономической модели оказалась более успешной. В 1975 г. в ОАЭ начал работу Дубай Исламик Бэнк. В том же году в рамках Организации Исламская Конференция был учрежден Исламский Банк Развития - международная финансовая организация, координирующая экономическое и социальное развитие мусульманских общин по всему миру. В 1979 г. в Судане появилась первая в мире исламская страховая компания. У мусульман появилась возможность централизованно выплачивать такие налоги как закят и ‘ушр (десятина). В Пакистане даже был принят специальный закон, регулирующий процедуру взимания и распределения данных налогов.
В настоящее время практически во всех странах, где проживают значительные мусульманские общины, функционируют различные институты, в основе деятельности которых лежат положения шариата. Бесспорным лидером здесь на протяжении более чем двух десятилетий является Малайзия, где принято специальное законодательство, регулирующее вопросы исламской экономики и финансов: Закон об исламском банковском деле 1983 г., Закон о такафуле 1984 г. и др.
Однако было бы ошибкой сказать, что стадия формирования исламских финансовых учреждений на сегодняшний день завершена. Мусульманскими экономистами и юристами продолжают разрабатываться новые виды институтов и услуг. Но это не означает, что специалисты, работающие в исламских финансовых учреждениях, изобретают велосипед. По большому счету, и исламские банки, и исламские страховые (такафул) компании предлагают своим клиентам те же услуги, что и аналогичные (неисламские) финансовые институты. Разница кроется в самом механизме предоставления данных услуг, что дает ряду исследователей возможность говорить об исламской экономической модели как об альтернативе западной.
Вышесказанное позволяет нам с достаточной долей точности охарактеризовать исламскую экономическую модель как основанную на положениях Корана сунны, а также трудах мусульманских правоведов теорию, нацеленную на реализацию предписаний ислама в экономических отношениях. Постоянно получая новый материал для изучения, данная теория непрерывно развивается.
Вместе с тем, не совсем корректно сводить всю концепцию исламской экономики исключительно к исламскому банковскому делу и страхованию. Такие сферы деловой активности как исламское страхование и банковское дело получили наибольшее развитие в современном мире, поскольку именно в традиционном банковском и страховом секторах наиболее ярко проявляется нарушение положений шариата, касающихся запрета ростовщичества и недопустимой неопределенности в сделках (гарар).
Важно также учитывать, что в последнее время исламские финансовые учреждения проявляют интерес к клиентам - немусульманам. В настоящее время большинство пользователей услуг исламских финансовых учреждений в целом ряде стран составляют как раз немусульмане. Например, в России, где услугами "Бадр-Форте Банка", работающего на основе исламских норм и принципов, охотно пользуются представители различных конфессий. Учредители исламской страховой компании, которая должна начать свою работу в конце нынешнего года в Санкт-Петербурге, ожидают, что пользователями ее услуг будут далеко не одни только мусульмане.
Данные намерения отнюдь небезосновательны. Согласно проводившимся опросам, выясняется, что не только глубоко верующие мусульмане не могут реализовать себя в существующей экономике по причине ее несоответствия их морально-этическим воззрениям. То же самое относится и к последователям других религий (в т.ч. православным). Это означает что морально-этические императивы, лежащие в основе экономических воззрений, являются если не общими, то понятными приверженцам всех религий, а это закладывает прочный фундамент для дальнейшей работы исламских финансовых учреждений в мире. Возможно, поэтому целый ряд таких учреждений не имеет слова "исламский" в названии, тем самым претендуя на универсальность своих услуг.
Сложно сказать, что ждет исламские финансовые учреждения в XXI веке, насколько они окажутся эффективными с экономической точки зрения. Не вызывает сомнения одно: у традиционных банков и страховых компаний появились конкуренты, заставляющие их в погоне за прибылью не забывать о морально-этических аспектах ведения собственного бизнеса. Как нам представляется, в таком развитии событий заинтересованы не только мусульмане.